Тонкая красная линия
Крымская война 1853-1856 годов не просто далась Российской Империи, под угрозами Австрии вступить в союз с Англией и Францией пришлось пойти на невыгодные условия мирного соглашения, часть которых удалось отменить лишь через 15 лет. Но и наши противники не смогли добиться поставленных перед собой целей, а противниками были как это обычно водится наши «европейские партнеры» Английская Империя, Французская Империя и еще в союзе с Османской империей, которую иногда в статистике потерь забывали учитывать, присоединиться к ним грозилась и Австрийская Империя, будучи мощной военной машиной.
Но мой пост не о результатах или причинах Крымской войны, историки до сих пор спорят об этом, а об особом событии и первом примере масштабного военно-информационного фейка созданного именно журналистами, называется он – «Тонкая красная линия»
Впервые об этом событии я узнал в Шотландии в Эдинбургском историческом музее и смог на себе оценить, как работает информационная подача. Экскурсовод с упоением рассказывала, как храбрые шотландские войны во время Балаклавского сражения построились в шеренгу по двое, чтобы атаковать догоняющих их русских кавалеристов. Как волнительно и возвышенно звучали из её уст слова их командира о том, что эти ребята должны умереть, но не отступить и как этот ход привёл к тому, что кавалеристы были повержены. Безусловно, эта история меня не порадовала, но уж точно впечатлила, так как подробности сражений Крымской войны я не помнил, но знал причины и результат, это звучало достаточно целостно.
Как только у меня появилась возможность я решил подробнее почитать об этом событии и увидел, что не всё так однозначно. Но однозначно было то, что шотландцев сопровождал корреспондент газеты «Таймс» Ульям Рассел (на фотке к посту) и это он на страницах своей газеты описал эту историю, добавив к ней красивых эпитетов вроде «Тонкой красной линии, ощетинившейся металлом», которая приклеилась к этому событию. Это был один из первых военкоров того времени.
В реальности же ситуация была несколько иной, на добивание отступающих шотландцев (по другой версии на расположение) генерал Иван Рыжов отправил часть кавалерии по разным данным от 400 до 600 кавалеристов из общего числа в 2000-2500 тысячи, увидев выстроившихся в линию шотландцев и зная о наличии у них артиллерийских орудий (есть версия, что там были еще и отступившие турки), приняли решение о бесперспективности атаки и прекратили преследование, некоторые из историков полагали, что шотландцы хотели заманить русских в ловушку и контратаковать тяжёлой кавалерией. В общем факт в том, что сражения не было. Но «Тонкая красная линия» надёжно врезалась в умы англичан и стала символом бесстрашия шотландцев.
А вот в том же сражении под Балаклавой уже англичане решили атаковать кавалерией наши артиллерийские позиции, чтобы вернуть захваченные нами девять королевских пушек, и понесли потери по разным данным от 70% до 90% из 600 атакующих кавалеристов, достигнув наших позиций и рассеяв часть артиллерии вынуждены были отступить и были накрыты ответным огнём, и это событие в газете «Таймс» было описано, но не как глупый поступок командования, а как «пример мужества и героизма». Пушки, кстати, остались у нас. И это событие вошло в обиход как «Атака лёгкой кавалерии» ещё один афоризм английского героизма и самопожертвования. Хотя если называть вещи своими именами – пустили аристократов на пушечное мясо.
Крымская война стала первым военным событием, которое освещалось в утренних английских газетах, практически на тот момент в прямом эфире. Но газеты описывали не только героические моменты, описывались и проблемы английской армии и их союзников и успехи русских войск. Оттого история «Тонкая красная линия» и «Атака лёгкой кавалерии» показались читателям правдивыми и объективными.
С нашей стороны тоже были военкоры Николай Сокольский газета «Одесский вестник», Николай Берг и некоторые другие, но они скорее выступили как писатели и их версию тех событий публика узнала позже.
С тех пор англичане и их родственники американцы прекрасно преуспели приёмах информационной войны и в создании военных мифов. Чего только стоит самый большой миф о том, что «США помогают всем и сражаются за свободу и демократию ради всего мира» ну-ну.